Please use this identifier to cite or link to this item: http://dspace.bsmu.edu.ua:8080/xmlui/handle/123456789/16539
Full metadata record
DC FieldValueLanguage
dc.contributor.authorШутак, Лариса Богданівна-
dc.contributor.authorНавчук, Галина Василівна-
dc.contributor.authorШутак, Л.Б.-
dc.contributor.authorНавчук, Г.В.-
dc.contributor.authorShutak, L.-
dc.contributor.authorNavchuk, G.-
dc.date.accessioned2021-02-18T13:44:34Z-
dc.date.available2021-02-18T13:44:34Z-
dc.date.issued2018-
dc.identifier.otherUDK 81'366.5-
dc.identifier.otherDOI 10.24061/2411-6181.3.2018.52-
dc.identifier.urihttp://dspace.bsmu.edu.ua:8080/xmlui/handle/123456789/16539-
dc.description.abstractЦель исследования. В статье рассматривается категориальный подход к изучению грамматической структуры, который активно используют в последние годы в украинском языкознании. Категориальная грамматика обусловила новый аспект анализа словообразовательных аффиксов – как средств категоризации значений непредикатных и предикатных компонентов базовых синтаксических структур, что позволило разделение грамматической системы на три подсистемы – синтаксис, морфологию и словообразование, которым присущи свои единицы и категории. Это способствовало выделению категорийного синтаксиса, категорийной морфологии и категорийного словообразования. Именно разграничить словообразовательные категории сопроводительной предикатности, сформированные оценочными аффиксами существительных, оказалось довольно сложно. Для выяснения того, что же является основой словообразовательной категоризации субъективной оценки, в нашем исследовании сравнено и разрозненно понятия "оценочный", "эмоциональный" и "экспрессивный" в пределах оценочной шкалы. Методы исследования: описательный – для описания основных теорий категориальной грамматики, процессов ее становления, причины выделения категориального синтаксиса, категорийной морфологии и категориального словообразования; сопоставления – для анализа, синтеза и обобщения основных лингвистических теорий, а также процессов, происходящих в пределах выделения понятий "оценочный", "эмоциональный" и "экспрессивный"; методики лингвистического наблюдения, классификации и систематизации – для разделения форм, средств и методов в интерпретации семантической структуры слова и т.д. Научная новизна. Впервые сделана попытка систематизировать понятия "оценочный", "эмоциональный" и "экспрессивный" в пределах эмоционально-экспрессивной шкалы. Выводы. Итак, категория оценки – неоднозначная категория современной грамматической системы. С одной стороны, исследователи выделяют отдельные функционально-семантические поля уменьшительности и уменьшительности-экспрессивности, а также функционально-семантическое поле увеличительности-экспрессивности, с другой – отождествляют понятия "эмоциональный" и "экспрессивный". Дискуссивной также остается определение оценочной шкалы (с типами оценки "+ " и" -"). По нашему мнению, следует придерживаться позиции о выделении трех самостоятельных, преимущественно семантических категорий – оценочности (оценки), эмоциональности (эмотивность) и экспрессивности, которые отражают нейтральное употребление языка. Среди них наиболее расплывчатой есть категория экспрессивности, потому что она пересекается с двумя другими или с категорией эмотивности (эмоциональности), поскольку эмоциональность и экспрессивность как свойства лексических и других единиц тесно связаны. The aim of the study. The article deals with the categorical approach to the study of grammatical structure, which has been actively used in recent years in Ukrainian linguistics. Categorical grammar analysis led to a new aspect of formative suffixes and prefixes – as a means of categorizing nepredykatnyh values and basic components of predicative syntactic structures, enabling the division of the grammatical system of three subsystems – syntax, morphology and word formation, which has its own units and categories. This contributed to the distinction between categorical syntax, categorical morphology and categorical word-formation. It is difficult to delineate the word-building categories of the accompanying predicate, formed by the estimated affixes of the nouns. To understand what is the basis of categorization of subjective evaluation word creative in our study and compared separately the concept of "evaluative", "emotional" and "expressive"; within the evaluation scale. Methods of research: descriptive – for the description of the basic theories of categorical grammar, the processes of its formation, the reasons for the separation of categorical syntax, categorical morphology and categorical word formation; comparison – for the analysis, synthesis and synthesis of the main linguistic theories, as well as processes occurring within the distinction between the concepts of "evaluative", "emotional" and "expressive"; methods of linguistic observation, classification and systematization – for the division of forms, means and methods in the interpretation of the semantic structure of the word, etc. Scientific novelty. For the first time an attempt was made to systematize the concept of "evaluative", "emotional" and "expressive"; within the emotional and expressive scale. Conclusions. Consequently, the rating category is an ambiguous category of the modern grammatical system. On the one hand, researchers distinguish individual functional-semantic fields of diminution and diminution-expressiveness, as well as the functional-semantic field of magnification-expressivity, on the other – identify the concept of "emotional" and "expressive". It is also discursive to determine the assessment scale (with grades "+" and "-"). In our opinion, it is necessary to adhere to the position on the allocation of three independent, mainly semantic categories – evaluation (estimation), emotionality (emotionality) and expressiveness, which reflect the neutral use of language. Among them, the vaguest is the category of expressiveness, because it intersects with two others or with the category of emotionality (emotionality), because emotionality and expressiveness as the properties of lexical and other units are closely linked.uk_UA
dc.language.isootheruk_UA
dc.publisherАктуальні питання суспільних наук та історії медициниuk_UA
dc.subjectкатегориальное словообразованиеuk_UA
dc.subject"оценочный"uk_UA
dc.subject"эмоциональный"uk_UA
dc.subject"экспрессивный"uk_UA
dc.subjectэмоционально-экспрессивная шкалаuk_UA
dc.subjectсубъективная оценкаuk_UA
dc.subjectcategorical word formationuk_UA
dc.subject"evaluative"uk_UA
dc.subject"emotional"uk_UA
dc.subject"expressive"uk_UA
dc.subjectemotional and expressive scaleuk_UA
dc.subjectsubjective assessmentuk_UA
dc.titleДо вирішення проблеми категорії оцінки в сучасному мовознавствіuk_UA
dc.title.alternativeК решению проблемы категории оценки в современном языкознанииuk_UA
dc.title.alternativeTo Solve the Problem of Rating Category in Modern Linguisticsuk_UA
dc.typeArticleuk_UA
Appears in Collections:Статті. Кафедра суспільних наук та українознавства

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
APSN_3_2018_26.pdf362.18 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.